07.02.12, 10:34
«Есть под Москвой поселок дачный
На электричке полчаса»
Железная дорога – она и стала причиной образования поселка Кратово, который первоначально назывался Прозоровский. И, наверное, не случайно, что именно здесь проживают герои нашего повествования представители династий железнодорожников Скворцовых и Перовых.
История поселка тесно переплелась с судьбой этого семейства. Поэтому мы обратились к Анне Павловне Скворцовой (в замужестве Захаровой), коренной жительнице Кратово, знатоку истории поселка и семейному летописцу, с просьбой рассказать о том, как жили здесь люди со времен Города сада и до сегодняшнего времени.
Но для начала обратимся к истории семей Скворцовых и Перовых.
Родоначальники династии Скворцовых служили на железной дороге: Вера Васильевна – телеграфисткой, а Николай Дмитриевич в дорожной службе. Вероятно, именно от них преданность железной дороге передалась их детям и в первую очередь — старшему из сыновей Дмитрию Николаевичу. На двери «родового гнезда», что на ул. Фаустовской до недавних пор сверкала медная табличка: «Д.Н. Скворцов».
В этом доме с колоннами на ул.Фаустовской жили представители крупнейшей железнодорожной династии - Скворцовы (все вместе они проработали на железной дороге более 500 лет)
Он поселился здесь в числе первых жителей Города-сада. Был лично знаком с Н.К. фон Мекком. В семье хранится предание об одном курьезном случае. Председатель правления Общества Московско-Казанской железной дороги Николай Карлович фон Мекк прибыл с инспекционной проверкой на станцию Перово, где дежурным был Дмитрий Николаевич Скворцов. Проверка прошла весьма успешно, и поезд с комиссией уже готов был отправиться со станции. Но лишь он тронулся, как вдруг резко затормозил. Грозный фон Мекк вышел на перрон и потребовал объяснений. Ситуация разъяснилась очень скоро: Дмитрий Николаевич, желая поезду счастливой дороги, по обыкновению перекрестил состав, сняв при этом форменную фуражку с красным околышем, а бдительный машинист, каким-то чудом сумел углядеть мелькнувший красный цвет и мгновенно застопорил движение. Фон Мекк остался очень доволен действиями и первого, и второго: Дмитрию Николаевичу он вручил свои серебряные часы с цепочкой, а машинист получил денежную премию.
Круг интересов Дмитрия Николаевича Скворцова не ограничивался железной дорогой. Он любил живопись, музыку и поэзию, растил сад, привозя саженцы отовсюду, где ему приходилось бывать по долгу службы (именно из его сада разбрелась по всему поселку Кратово персидская сирень). Вместе с другими первыми поселенцами Города-сада он расширял русло речки Хрипанки, создавая Кратовский пруд, участвовал в постройке плотины и моста, венчавшего эту плотину. Был знаком с Иваном Буниным и нередко ходил с ним на охоту. Был близко знаком с революционером Алексеем Ухтомским и, бывало, с риском для собственной семьи, скрывал его в своем доме от царской охранки. Именно его земляки-железнодорожники избрали в свое время выборщиком в депутаты Государственной Думы.
Рассказывает Анна Павловна Скворцова: «Приехав в поселок Прозоровский, Дмитрий Николаевич занял должность смотрителя зданий Города сада. Он был хорошим организатором, умело руководил рабочими. За какое бы дело не брались в поселке: земельные работы ремонт или сооружение зданий, — за помощью обращались за помощью к нему.
Необходимо отметить, что руководство Московско-Казанской железной дороги в дореволюционное время о своих рабочих проявляло большую заботу: к празднику ли, или если настанет нужда, всегда можно было рассчитывать на помощь деньгами, продуктами.
Когда семейство Скворцовых приехало в поселок — строящийся Город-сад, — им сразу же был выделен дом, на всю семью, даже с помещениями для прислуги. Фаустовская улица, где поселились Скворцовы, была одна из первых застроена домами для железнодорожного руководства и служащих с семьями. Все дома были выстроены в едином архитектурном стиле, однако, каждое строение имело свой неповторимый облик. В наше время на Фаустовской улице еще можно увидеть эти дома- с высокими окнами, колоннами, ломаной крышей.
Улицы Симбирская и Нижегородская в основном были застроены домами для рабочих. До недавнего времени эти дома являлись ведомственными и в них селились преимущественно железнодорожники.
Продолжение следует
Т.А. Мамонова
Фото из семейного архива Скворцовых и из архива Кратовской библиотеки
Просмотров: 37